Компания Salesforce.com Inc. не достигла таких высот, как Google. Тем не менее, ее успех вдохновил ряд последователей. Salesforce.com предлагает программное обеспечение для автоматизации сферы торговли и работы call-центров. За 16 лет работы компания стала образцом для фирм, занимающихся продажей программного обеспечения по модели SaaS (Программа как Сервис).
Традиционно компании-разработчики программного обеспечения продавали программы, которые устанавливались на компьютерах или серверах заказчика. Salesforce сделала популярной другую модель продаж для своего программного продукта, предоставляя его в пользование в качестве услуги, с абонентской платой (англ. Software as а service, SaaS). Сама программа и все данные располагаются в собственных центрах обработки данных компании Salesforce.com. Таким образом, заказчик несет сравнительно небольшие периодические затраты, но за счет длительных отношений с компанией-разработчиком, он должен приносить большую прибыль в долгосрочной перспективе.
«Растущее число компаний, идущих по пятам за Salesforce.com, говорит о том, что хорошо развитый облачный бизнес является потрясающим активом, позволяющим иметь великолепные отношения с клиентами», говорит Марк Бениофф, генеральный директор компании Salesforce.
Несмотря на популярность SaaS среди разработчиков, отношение инвесторов к такому формату продаж остается противоречивым. Salesforce вкладывает много средств на привлечение новых клиентов, что приводит к убыткам. Руководители компании считают, что эти затраты оправдают себя сполна в будущем. При этом, такая тактика не приносит постоянной прибыли, которая бы подтвердила долгосрочную жизнеспособность бизнес-модели SaaS.
Виновата ли сама модель продаж SaaS в том, что эта компания никак не сможет достигнуть уровня прибыльности традиционной компании-разработчика программного обеспечения?
По мнению аналитика группы компаний Jefferies, Джона Дифуччи, проблема заключается не в модели SaaS, а в самой компании Salesforce, которая тратит средства в погоне за маловероятным увеличением продаж. Salesforce регулярно тратит около половины прибыли на маркетинг и продажи для поддержки достигнутых результатов деятельности.
Финансовый директор компании Salesforce, Марк Хокингс, заявил, что компания инвестирует средства для захвата доли на рынке. Также он отметил резкое увеличение дохода компании, выросшего с $719 млн. до $1.03 млрд.
Сторонники компании Salesforce уверены, что затраты компании окупятся в конечном итоге, так как новые клиенты со временем приносят все больше прибыли. Например, пользуясь сервисами компании, клиент может заплатить до $1 млн. , тогда как стоимость программного пакета, установленного на собственных серверах клиента, могла бы составить до $5млн. Однако, за счет более длительного сотрудничества, выручка компании Salesforce может даже превысить планку в $5 млн.
А что думаете вы по поводу перспектив SaaS для программных решений?