На самом деле, сегментация аудитории появилась не так давно. Но с её появлением у компаний появилось больше возможностей представлять свой бизнес именно целевой аудитории. Основным преимуществом сегментации является то, что все покупатели разные и мотивация их покупки не всегда совпадает, а используя персонализированный подход, разделив вашу аудиторию на более мелкие сегменты, у вас получится донести определенную информацию тем, кому она нужна. В конечном итоге это увеличит ваш охват и чек.
Аудиторию можно разделять разнообразными способами, ниже приведены различные методики сегментации целевой аудитории, которые могут вам понравиться:
1) Социально – демографическая сегментация
Самый простой вид сегментации аудитории. В неё входит: пол, возраст, доход, национальность, место проживания, образование, семейное положение.
Однако он не дает полного описания клиента (его предпочтения, мотивацию покупки, просмотры запросов и др.), поэтому есть большая вероятность ошибиться.
2) Точно ваш клиент
Это портрет клиента, думая о котором вы его сразу представляете. Имея разнообразные товары и услуги, вы можете представить несколько таких клиентов. Чтобы составить портрет точнее, ответьте на следующие вопросы:
- Кто он? (социально – демографические показатели)
- Какая его цель?
- Что он любит делать в свободное время? (хобби)
- Что ему нравится или не нравится?
- Какие у него могут быть проблемы?
- Как или какой ваш продукт поможет справиться с этой или этими проблемами?
Но у такой методики сегментации целевой аудитории есть минус – это ваше представление, фантазия и желание. Чтобы быть более реалистичным, к ответам на эти вопросы можно найти и приставить подходящее фото клиента.
3) Личность
Существует большое количество типологий личности, которые определяются по Фрейду, Юнгу, Ганнушкину и так далее. Поэтому в психологии принято делить людей на психотипы – это совокупность черт характера, описывающие определенный тип личности. Давайте на примере рассмотрим два разных типа личности: политик и администратор.
- Политик считает, что жизнь нам дана один раз, и от неё нужно брать всё.
Люди с таким психотипом: наблюдательны, любят шоу, оригинальны, экспрессивные. Но имеют и недочеты: эмоциональные, не планируют, легко отвлекаются, избегают конфликтов, легко начинают скучать.
- Администратор - это хозяин жизни.
Этому психотипу свойственно: практичность, честность, надёжность, целеустремленность, имеют сильную волю, любят порядок. Минусы такого типа заключаются в том, что люди: зациклены на социальном статусе, не выражают эмоции, скованные, в непривычной ситуации чествуют дискомфорт, упрямые.
Такая методика сегментации аудитории поможет выбрать правильный способ коммуникации с различными психотипами. Однако для более точного результата нужно иметь человека, разбирающегося в психологии.
4) Интересы
Недавно появившаяся методика сегментации. Тут не важны социально – демографические факторы. Люди могут состоять одновременно во многих различных группах по интересам, например: по фильмам или сериалам, спортивным увлечениям, автолюбители. Этот вид сегментации аудитории еще мало известен, но вы можете уже разделит клиентов на группы, ответив на вопросы:
- Какая страсть может объединять людей, пользующихся вашим продуктом?
- Какие у них интересы, что они делают в свободное от работы время?
- Как они могут общаться между собой?
- Кто их кумир?
- Что им нравится в вашем продукте или услуге?
- Какими технологиями они пользуются в обычной жизни?
5) Методика 5-ти вопросов
Она поможет вам легко и быстро составить представление о вашей целевой аудитории. Потребуется ответить лишь на 5 вопросов (5):
- (What?) Что? А именно какой товар или услугу вы рассматриваете для этого сегмента.
- (Who?) Кто? Непосредственно сам сегмент, которому нужен ваш товар или услуга.
- (Why?) Почему? Его мотивация приобретения.
- (When?) Когда? В каких ситуациях потребитель может воспользоваться товаром или услугой.
- (Where?) Где? Это каналы сбыта, через которые потребители услышат и приобретут у вас.
Огромный плюс такого способа — можно узнать или вспомнить то, чего раньше не мог представить или давно забыл. Но не стоит злоупотреблять фантазией.
6) Общий признак
Многих ваших клиентов скорее всего уже объединяет какой — то признак. Это может быть социальная сеть откуда они пришли, дата их регистрации у вас, место совершения покупки. У одного клиента может быть несколько признаков. А также такая методика сегментирования целевой аудитории отлично подойдет для проведения анализов, связанных со временем и поведением. С помощью неё можно будет узнать: жизненный цикл вашего клиента, окупается ли ваша рекламная компания, нравятся ли изменения в вашем продукте и тому подобное.
Все эти методики сегментации целевой аудитории являются хорошими для того, чтобы положить начало, осталось просто собраться с мыслями, выбрать одну или попробовать сразу несколько методик. Возможно вы узнаете много нового о своих клиентах или начнете их лучше понимать, в любом случае, для бизнеса использование таких методик сегментации будет являться большим плюсом.