Иван Шалесный, специалист по маркетингу ООО «Изоком», беседуя с Tanix Group, объяснил в чем заключается сложность с рынком ПИ-труб, почему компания делает ставку на Интернет, а также поделился своим секретом успеха.
- Иван, расскажите с чего Вы начинали свой путь в бизнесе?
- С шестнадцати лет я уже что-то покупал-продавал, мне всегда нравились свобода действий и цифры, а деньги давали дополнительные возможности, поэтому поступил в университет с экономическим уклоном. Там я нашел единомышленников, с которыми впоследствии мы и открыли свою фирму. Капитал как таковой у нас отсутствовал, решили продавать свои знания – консультировали компании по построению отдела продаж, финансовому учету, стратегиям.
- Вы говорите про Peter’s Garden, верно?
- Да, именно. Совместно мы проработали около двух лет. Затем я перешел в «Изоком», который являлся одним из клиентов Peter’s Garden.
- Почему покинули этот проект?
- Через некоторый промежуток времени в любом бизнесе проводится анализ общей деятельности и дальнейших перспектив. Мы стали задаваться вопросами «Сколько мы зарабатываем, сколько мы хотим?», перспектив и дальнейшего пути развития. Думаю, нам нужен был один руководитель, а не 3. Мои семейные обстоятельства сыграли при принятии решения немаловажную роль. А так как была возможность сразу получать хорошие деньги и практический опыт, я выбрал именно этот путь и связал свою жизнь с «Изоком».
- Тогда расскажите поподробнее про «Изоком». В чем заключается особенность компании?
- Наши сферы – строительство и производство. Компании уже больше десяти лет, мы выпускаем предизолированные трубы для теплосетей, водо- газопроводные ПЭ трубы. В стройке начинается все, конечно, с проекта, но до начала возведения здания проводится много подготовительной важной работы, в том числе прокладка сетей, коммуникаций. Когда режут красную ленту и передают ключ, этого не видно.
Ну а конкретные продукты: предизолированные трубы и фасонные изделия, полиэтиленовые водопроводные трубы, муфты, гибкие трубы. Если говорить о развитии «Изоком», то все происходило линейно и без особых скачков, объемы продаж и производства постепенно наращивались.
- Каким объектом, построенным с помощью Вашей продукции, гордитесь больше всего?
- Очень тяжело выделить конкретный объект, мы принимаем участие в строительстве по всей стране. В Минске множество знаковых и узнаваемых зданий, даже районов, которые используют наши продукты, можно например выделить «Чижовка-арена» или Каменную горку. Разумеется мы гордимся и тем, что мы снабжаем своей продукцией практически всю Гродненскую область. Можно сказать, что мы помогаем своей малой родине, а она помогает нам.
- А что на счет конкурса «Лучший строительный продукт года»?
- С конкурсом мы связаны уже более пяти лет. По мере развития компании выпускалась новая продукция и мы принимали в нем участие: стали победителями в 2011, 2012 и 2013 годах, а в 2014 году решили плотно сотрудничать с организаторами и стали генеральным партнером конкурса, тем самым серьезно заявив о себе. Мы инвестировали в новый продукт и в этом году – гибкие предизолированные трубы и именно с этим продуктом вновь принимаем участие в «Лучший строительный продукт года 2015».
- В чем заключается сложность с рынком ПИ-труб?
- Моё личное мнение - здесь есть несколько подводных камней. Во-первых, основной наш покупатель – государство, поэтому мы напрямую зависим от распределения государственного бюджета, для бизнеса это довольно жесткая и рискованная привязка. Во-вторых, комплектующие труб поставляются из-за границы, в основном из РФ, следовательно и валютная составляющая нас тоже касается. В-третьих, не знаю сложность ли это, но все торги переходят в форму централизованной государственной закупки, в том числе и на бирже. С одной стороны это хорошо – мы охватываем большее количество покупателей и рынок для нас расширяется, но цены там невысокие, а условия не отличаются гибкостью. Производство вообще очень сложная штука.
- Как относитесь к конкуренции?
- Поделюсь сугубо своим мнением. Конкуренция хороша, когда рынок молод и находится на стадии развития. Людям нужно про новый продукт, технологию узнать, но развивать его только собственными усилиями очень затратно. Когда рынок уже сформирован, конкуренция мешает достижению основной цели компании – получении прибыли и её максимизации. От конкуренции уходят по-разному: всевозможными бизнес-моделями, введением нового продукта на рынок, патентом технологий и так далее. Поэтому отношусь я к данному аспекту рынка двояко, но на конкурентов стараемся давить. Для государства – это хорошо, для производителя и продавца – сложно.
- У Вас есть сайт, блог, Вы много внимания уделяете продвижению в Интернет. Почему?
- В один момент мы поняли, что присутствовать нужно везде. Мы развиваемся, мы растем, а Интернет сейчас легкий, популярный, пока дешевый способ. Сам же сайт появился еще во время зарождения компании, он несколько раз обновлялся, а теперь используется как имиджевая составляющая. При помощи нашего интернет-ресурса заявляем о себе, предоставляем подробную информацию о продукте, объектах и акциях.
- Что ждет «Изоком» в ближайшем будущем?
- Несмотря на то, что объемы рынка уменьшаются и государство выделяет все меньший бюджет, мы стараемся диверсифицировать свою продукцию – разделить направления, поэтому уже который год открываем для себя новые технологии и обновляем товарный ряд. В следующем году мы хотим нарастить объемы поставок гибкой трубы и подготовить еще один сюрприз для жюри конкурса «Лучший строительный продукт года» и конкурентов.
- Расскажите чем Вы занимаетесь в свободное время? Говорят Вы увлекаетесь бегом.
- Здоровый образ жизни популярен уже давно и сейчас переходит в коммерцию, но о беге в нашей стране я начал слышать только в этом году, в частности благодаря полумарафону. Познакомился с группой активистов, которые не только занимаются бегом профессионально, но и пытаются доказать людям, что любой при желании может пробежать двадцать километров. И я тоже решил подключиться к этой теме. Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай. Еще очень велоспорт привлекает, спорт вообще помогает в достижении целей.
- А помимо спорта?
- Я много времени уделяю семье и стараюсь повышать ее благосостояние, поддерживать уют. Но от жизни никуда не уйдешь – работа все равно перетекает в свободное время. Ведь идея на тему «Как удивить рынок» может прийти и за ужином.
- У Вас есть какой-то секрет успеха? И что Вы можете посоветовать молодым ребятам, которые тоже хотят добиться подобных высот?
- Чудодейственного рецепта я, к сожалению, не знаю. Но если говорить именно о моем секрете успеха – я считаю себя очень внимательным человеком, в особенности к мелочам. У меня аналитический склад ума от природы и это помогает мне быстро принимать эффективные решения. В том, что я сейчас занимаю такую должность, есть и немалый родительский вклад, от них мне многое передалось. Совет? Больше общайтесь с людьми, независимо от их сфер деятельности и влияния. Знакомства никогда не бывают лишними, а умение общаться – ключевой навык для руководителя.