Через креативное мышление к монополии

Еще будучи юношей, Питер Тиль боролся за право учиться в Стэнфорде, затем стремился попасть на юридический факультет вышеуказанного университета. Вскоре он претендовал на место клерка федерального судьи. В результате Тиль достигнул всего, чего он желал.  Следующей его мечтой стало место секретаря Верховного Суда, но он так и не осуществил ее. Вместо того чтобы стать секретарем, Тиль оставил юридическую практику и основал платежную систему PayPal. Затем он один из первых вложил деньги в Facebook и многие другие известные высокотехнологичные компании.

Позже ему задали вопрос: «Вы ведь счастливы, что так и не стали секретарем Верховного Суда, не так ли?»

Озвученный вопрос заставил задуматься Тиля. Мысли по этому поводу послужили в дальнейшем материалом для семинаров, которые преподают на факультете вычислительной техники университета Стэнфорда. (Студент по имени Блейк Мастерс опубликовал свои записи в Интернете,  которые впоследствии были проверены Тилем на предмет соответствия действительности).

Основная суть его идеи состоит в том, что люди путают капитализм с конкуренцией. Мы склонны верить, что те из нас, кто выигрывает в конкурентной борьбе, выигрывает все.

В попытке стать более эффективными, мы часто путаем труднодостижимые цели с тем, что действительно ценно. Из-за напряженности конкурентной борьбы мы забываем о ключевых ценностях.

Тиль доказывает, что чаще всего нам не стоит стремиться к тому, чтобы выйти победителями. Нам стоит попытаться стать монополистами. Вместо того чтобы прилагать усилия к тому, чтобы стать лучше в какой-то занятой нише, может оказаться более ценным создать свой рынок и обладать преимуществом полного доминирования. Как показывает практика, размер прибыли, равно как и ценность компании для общества возрастает в данном случае.

Говоря о монополии, Тиль не имеет ввиду незаконные способы ликвидировать соперников и конкурентов. Речь идет о создании чего-то индивидуального и неповторимого, что повлекло бы за собой создание новой ниши на рынке. Его лекции делают акцент на весьма противоречивых вещах. Согласно им конкурентный дух капитализма может сдерживать творческое мышление, которое необходимо для бизнеса.

Задумайтесь над качествами, которые присущи креативным людям. Как правило, они не следуют за толпой, предпочитают отыскивать белые пятна на картах. Творческие люди мыслят старыми, забытыми способами, которые затем пытаются интегрировать обратно в качестве новой успешной бинес-модели. Вместо того чтобы стараться преуспеть способами, которые известны большинству, они стараются достичь цели своим собственным, никому не известным путем.

А теперь задумайтесь над тем, как конкуренция проверяет на прочность самых удачливых людей и подрывает их привычный образ мыслей.

Во-первых, студентам приходится беспрекословно подчиняться всем предписанным правилам университета, которые становятся с каждым днем все более требовательными. Вместо того чтобы посвятить себя одному предмету, ценятся студенты, которые преуспевают по всем предметам вне зависимости от их первоначальных интересов. Вместо того чтобы искать себя в разных областях, им приходится распределять свое время так, чтобы эффективно использовать каждый час своего обучения.

Затем им приходится сталкиваться с тем, что их оценивают согласно определенной системе, в результате чего выигрывает тот, у кого самый востребованный колледж, самая лучшая образовательная программа или возможности  в области трудоустройства.

Когда же они приходят в бизнес, где главная задача - победить конкурента, им приходится принять то, что основной движущей силой является желание конкурировать, которое подавляет все другие цели. Аналогичная ситуация складывается и в политике. Люди связывают свою жизнь с политикой в желании стать авторитетными и изменить ход привычных вещей. Но как только кандидат начинает свою кампанию, он забывает о том, что стремился когда-то стать источником перемен. Политики тратят все свое время на то, чтобы победить конкурентов. Они оттачивают свое мастерство в умении превзойти других. Они становятся вовлеченными в игру «око за око, зуб за зуб» в попытке выиграть очередной избирательный круг. Вместо того чтобы стать авторитетными и неповторимыми, они становятся отражением своих конкурентов. И вместо того чтобы предлагать избирателям ценность, которая им необходима, они становятся расчетливыми тактиками, стремящимися добиться хотя бы и с небольшим преобладанием, но тем не менее победы над своим конкурентом.

Таким образом, сегодня желание конкурировать побеждает желание создавать ценности. Так или иначе, это приводит к уменьшению инноваций в бизнесе.

Мы растем в мире, который развивает нашу способность конкурировать. Безусловно, важно быть дисциплинированным, скрупулезным и надежным. Но также важно уметь сочетать эти качества вместе с творческим мышлением: расторопность, независимость и умение оживлять старые традиции.

Все делают ставку на способность Америки конкурировать. Но, возможно, это не столь важно. Вполне вероятно, что будущее страны будет зависеть от того, насколько хорошо она сможет стать монополистом.

Переведено с www.nytimes.com

Читайте также

Магазин eBay – продажи на улице

Магазин eBay – продажи на улице

02 декабря 2011
Зачем бизнесу геймификация?

Зачем бизнесу геймификация?

27 августа 2019
SSL-сертификат – главная мера по обеспечению безопасности данных ваших пользователей

SSL-сертификат – главная мера по обеспечению безопасности данных ваших пользователей

06 сентября 2018