У современных компаний, занимающих достойные позиций на рынке, неизбежно встречается своеобразная книжка с громким названием “Брендбук”. О правилах создания и использования, на просторах интернета собрано бесконечное множество информации, однако изначально стоит разобраться в сути.
Брендбук представляет собой официальный документ с приведенными правилами и нормами визуального стиля компании. Свод ценностей, специфики и особенностей развития и продвижения бренда. Точных указаний по выполнению нет, существуют основные пункты, которых стараются придерживаться, однако регламентация не свойственна для элемента, встречающегося у разных фирм: от рекламы и маркетинга до крупного производства. Именно это - одна из причин, по которой каждый акцентирует внимание на ключевых моментах, выделенных их организацией.
Первый шаг после определения, что такое брендбук - оценить его актуальность в имеющемся проекте. После - обозначить вопросы, описанные в руководстве.
Зачем и для чего?
Ключевой момент, значительно облегчающий все дальнейшие шаги. Отсутствие правил и стандартов открывает перед каждым сотрудником бесконечное поле для творчества. Чёткое обозначение своего видения, целей и своеобразных ограничений - залог качественной и быстрой работы не только привлечённых извне специалистов, но и штатных сотрудников.
Новые мысли и оригинальные идеи безусловно приветствуются в современное время и дают толчок развитию, но в регулярных задачах и глобальных долгосрочных целях именно отсутствие единства приводит к нежелательному результату.
Известные во всём мире компании с многолетним опытом придерживаются своего личного дизайнерского подхода, формата представления в обществе и стиля во взаимодействии с покупателями. При совершении серьёзного выбора клиенту необходима уверенность в выборе лучшего и ощущение надёжности, именно над этим ведётся долгая и скрупулёзная работа десятков, сотен, а иногда - тысяч сотрудников.
Защита от неловких ситуаций, материальных потерь, моральных травм и потери популярности у потребителя - вот, что такое брендбук.
Пришедший в компанию новый сотрудник должен получить максимум информации обо всех аспектах её деятельности. Адаптация работника пройдёт значительно быстрее, ориентация будет более конкретной и детальной. Не допустить ошибки значительно проще, чем исправлять результат и регулярно встречаться на воспитательных беседах о нарушении постулатов организации, о существовании которых новичок не догадывался.
Золотые правила перед началом разработки
- Поиск универсального значения.
Излишняя жёсткость и грубые рамки ограничивают полёт фантазии и креативность сотрудников. Излишняя жёсткость подразумевает скучные, быстро надоедающие решения, не требующие проверки. Отсутствие границ также не приводит к качественному результату. Остерегайтесь двойного толкования и придерживайтесь понятной и однозначной конкретике. Истинная середина - залог взаимопонимания и успешного развития. - Профессиональные работники хороши в своей профессии.
Руководитель и высокопоставленные должностные лица не должны заниматься разработкой и созданием. Над формированием должны работать специалисты, чётко осознающие, что это такое “Брендбук”. Книга об официальном стиле организации - совместная работа разработчиков, дизайнеров, писателей, редакторов и маркетологов. Руководство не должно брать на себя чужие роли. - Разделяй и координируй.
Правильно управлять и распределять работу - полномочия главенствующего лица. Важно назначить координатором человека, знающего каждую мелочь в истории зарождения и позиционирования бренда. Именно такой человек в последующем обозначит коллективу важность принципиального следования написанному в книге бренда. В противном случае проделанная работа не имеет никакого смысла и в последующем развитие компании становится под вопрос.
Составляющие брендбука.
Отмеченная ранее особенность - не встречаются две одинаковые истории брендов. Опираясь на особенности компании, вносят информацию о любом из этапов жизнедеятельности фирмы, в зависимости от влияния этого этапа на дальнейший рост. От формата ответа на отзывы в интернете до стандартной бизнес-модели - выбор содержимого действительно огромен. Некоторые компании увлекаются, придавая колоссальное значение мелочам и забывая, что это такое - брендбук.
3 основных раздела:
Бренд.
Раскрывается однозначно и понятно миссия, видение и ценности, поясняется целевая аудитория и описывается клиент. Ограничений или точных указаний по объёму нет, размер зависит от решения детализировать или обобщить информацию. Пренебрежение этим разделом встречается часто из-за необходимости дублировать информацию из базовой документации - бизнес-плана.
Стиль фирмы. Обозначаются следующие детали:
- Лого.
Основной цвет и его оттенки, варианты для различных случаев, лучшее расположение и эффективность. - Товарный знак.
Цветовые решения и варианты применения. - Слоган.
Уместность и варианты размещения. - Цветовые решения.
Сочетания, способы применения тех или иных вариантов. - Шрифты.
Список актуальных шрифтов с названиями и местами предназначения. - Фото.
Уместные фотографии, правила обработки, позирования и разрешения. - Иконки, паттерны, текстуры.
Регламентация общения и взаимодействия.
- Язык.
Взаимодействие с покупателями, партнёрами и конкурентами. - Грамматика и корректировки.
Сокращения, написание чисел и акронимов, названий и формат даты. - Читаемость.
Лёгкость для чтения и восприятия. - Стиль.
Официальный, научный, разговорный или иной. - Правила общения и манеры.
Допущение юмора, свободное или формальное, официальное или дружелюбное. - Стандарты переписки.
Шаблон писем, подписей и сообщений. - Страницы в интернете.
Содержание, правила форматирования, размеры, допускаемые темы и структурирование текста. - Аккаунты в социальных сетях.
Цель, типы и стандарты постов, благоприятное время и дизайнерские решения, требования к ведению профилей.
Дизайн.
Самостоятельно качественно создать оригинальное и профессиональное решение, сопровождающее всю дальнейшую деятельность крайне сложно и практически невыполнимо. Для выполнения подобных проектов обращаются к профессионалам. Ключевое правило - общение с исполнителем. Точно убедитесь в основных моментах совпадения видений. Ознакомьтесь с портфолио дизайнера и задайте дополнительные вопросы, которые вас интересуют. Продемонстрируйте понравившиеся вам модели и обязательно попросите примерные проект. Такой способ поможет внести больше корректировок, от чего итоговый результат полностью удовлетворит ожидания и, возможно, превзойдёт их.
Важно! Придерживание руководством прописанных правил - основа дальнейшего взаимопонимания и роста. Визуальная привлекательность всегда выигрышна и облегчает дальнейшее восприятие. Понятный язык закрывает пространство для двойных трактовок и подмены понятий. Первый макет рекомендовано согласовать и продемонстрировать коллегам и уполномоченным специалистам. Объективность и разностороннее раскрытие аспектов - залог успеха.
Спешка во внесении правок и корректировок не уместна. Одобрять итоговый материал необходимо при полном одобрении командой получившегося проекта.
Примеры
Понять, что это такое брендбук лучше всего на конкретном примере. Tanix group представляет собственные работы в данном направлении и помогает клиентам остаться довольными, значительно облегчить свою деятельность и занять более высокие позиции на рынке.
Для кого понадобится книжка бренда.
Распространители, партнёры, стажёры, новые работники - люди, которым необходимо иметь полномасштабное представление о фирме для дальнейшего её совершенствования и продвижения. Также для деятельности, направленной для поддержания единого стиля под конкретным названием по всему миру. Преимущественно, безусловно, востребован данный документ в самой компании.
А что после утверждения и издания?
Разработка завершена - что дальше? Соблюдение прописанного. На первый взгляд достаточно просто, однако пренебрежение этим условием обесценивает все вложенные усилия, сводя их к нулю. Дополнительная книжка, покрывающаяся пылью на полке, заняла слишком много времени и усилий для своего выпуска.
Уведомите каждого причастного к вашей компании об издании, наладьте рассылку и указание для коллег - ознакомиться с новой информацией. Должность сотрудника не имеет значения, от мастера чистоты до амбассадора - все должны действовать в соответствии с прописанной идеологией.
Координатор процесса может возглавить новую должность ответственного за соблюдение стандартов организации, либо назначьте иного на данную роль.
Спустя некоторое время важно подвести черту и собрать анализ, как повлияло новшество. Анализ и статистика помогут разобраться и вывести тенденции. Обратите внимание на соблюдение и отношение персонала к нововведению. Обработайте возникающие сложности и разграничьте зоны ответственности.
Вопрос обновления становится достаточно часто из-за непрерывного роста и постоянных изменений. Минимум раз в год необходимо пересматривать и вносить корректировки. Любое изменение целей влечёт неминуемые разногласия с прописанным в документе.