Старт-апы как источник неологизмов

Когда один из моих друзей попросил совета об использовании социальных медиа, я с энтузиазмом начал описывать мои ежедневные занятия - публикация отметок в Foursquare с моим местонахождением, твитов в Twitter, добавления фотографий из последних эпизодов сериала "Mad Men" на Tumblr, беглый просмотр картинок в Instagram.

Он занервничал. И проблема была не только в том, что он был слабо знаком с ресурсами, о которых я рассказывал и которыми пользовался ежедневно.

«Ты говоришь на другом языке», - сказал он. И отчасти это правда. Это язык, на котором говорит Интернет.

Некоторые слова и фразы, которые мы используем для того, чтобы описать нашу активность в Интернете, не существовали пару лет назад. Другие стали использоваться в новом значении. Так, обновленная версия оксфордского словаря Oxford English Dictionary содержит перевод неологизма lol (я умираю от смеха) и OMG (Боже мой).

Часто эти изменения отражают поведение, которое стало возможным благодаря старт-апам. Как правило, компании специально придумывают остроумные названия для того, чтобы передать значение наших действий в Интернете. Придумать название онлайн-сервису может быть также важно, как и безупречный дизайн сайта или замысловатая последовательность алгоритмов.

Джереми Фишер, предприниматель из Нью-Йорка, который работает над старт-апом под названием Wander, указал на пример компании Twitter, которой принадлежит заслуга успешного создания своей собственной терминологии. Написать «твит», что значит опубликовать сообщение, получило широкое распространение, но это еще не все. Приобрели новое значение и некоторые другие слова в рамках этого ресурса. Так, например, слово «фолловить» (подписаться на чьи-то обновления в Twitter), или значок @ (символизирующий ник в Интернете), или # (который обозначает искомую тему) имеют свое особое значение в Twitter, которое начало повсеместно входить в употребление в Интернете и не только.  «Даже люди, которые не пользуются сайтом, понимают, что эти символы обозначают», - сказал Джереми.

Мистер Фишер создает свою компанию, придумывая такие понятия, в надежде на то, что они позволят выделить его среди других подобных конкурентов. «Возможно, это самая важная вещь из тех, что мы делаем», - говорит он.

Джереми приводит в качестве примера такое новое понятие, как «звездное обозначение (ссылка)». Так, при нажатии на две звездочки, напечатанные вокруг, например, названия ресторана или города, можно получить более детальную информацию о них. «Это наше базовое обозначение контента». Фишер надеется, что однажды оно станет повсеместно узнаваемым.

Разработка уникальных обозначений, которые тесно связаны с брендом и целью деятельности компании, способствуют тому, что люди запоминают вашу компанию, говорит Джордан Купер, венчурный инвестор и предприниматель.

«Люди стараются определить, что собой представляет рынок, который заполнен огромным количеством схожих компаний», - говорит он. «Если у вас есть возможность использовать даже небольшую составную часть языка, которая может быть широкоупотребима и которая будет вызывать ассоциации с вашей компанией, это надежный способ заявить о вашем лидерстве в какой-то области».

Именно этой стратегии приписывают успех ресурса Instagram - это название теперь неразрывно связано с фотографией, имеющий вид винтажного полароидного снимка - и множества других компаний.

Чаще всего только самые популярные сервисы и компании становятся источником неологизмов. Например, при поиске информации в Интернете глагол «загуглить» наиболее употребим, даже не смотря на множество других поисковых машин. Аналогичная ситуация с глаголом «зафрендить», действие по подтверждению заявки человека стать вашим другом в социальных сетях, - что стало популярным благодаря Facebook.

Многие предприниматели делают все возможное для того, чтобы лексика их бренда стала употребимой.

Эндрю Кортина и Икрам Мэгдон-Исмаил, соучредители платежной компании на мобильных устройствах, носящей название Venmo, хотели, чтобы их название было коротким и запоминающимся.

«Мы играли с разными словами, которые соответствуют значениям «купить», «продать», «оплатить», - говорит Кортина. В конце концов, мы подумали о звучании этих слов на латыни, нас заинтересовало слово Venmo, еще никто из компаний не использовал его, и оно напоминает по звучанию глагол. Мы попробовали употребить его в предложении в качестве глагола. 'Just venmo me for it.' И это сработало. Поэтому мы решили так назвать нашу компанию».

Нил Вайтмэн, который ведет свой блог на LiteralMinded, заметил «веками новые слова приобретали новые значения» - так же как сейчас «лайк» приобрел значение предпочтения человеку, художнику или ресторану благодаря Facebook. «Интернет и связанная с ним деятельность способствует ускорению процессов приобретения словами новых значений», - говорит он.

Дэвид Ли, партнер компании SV Angel, специализирующейся на инвестициях в силиконовой долине, которая в частности стала инвестором компании Wander, сказал, что сейчас можно наблюдать приток компаний, специализирующихся на какой-то одной определенной активности - как размещение фотографий или поиск друзей. «Многие компании начинают с небольшой сферы деятельности. Так намного легче вызвать лояльность у потребителей». Узость направления их деятельности может ускорить процессы изменения в лексическом словаре, но в то же время навязать эти процессы нельзя».

«Это естественные процессы, которые нельзя стратегически запрограммировать в человеческом сознании», - говорит он.

На ряду с этим, говорит Купер, «Я могу привести пример огромного количества людей, которые не смогли добиться успеха при создании названий, которые бы стали общеупотребительными. Невозможно что-либо навязать людям. Все происходит само собой благодаря тому, что компания создает новое поведение в области».

Можно привести пример того, как компания Microsoft пыталась вытеснить глагол «гуглить» на «бингить» ( по аналогии с компанией Google, Bing - название поисковой системы). Компания заплатила за рекламу на популярном шоу «Gossip Girl». Суть рекламы состояла в том, что некоторые его герои должны были произнести Bing it! Однако такая попытка вызвала отрицательную реакцию в Интеренете.

Когда главное слово компании становится общеупотребительным - это все равно, что найти священный Грааль.

Сьюзан Этлинджер, аналитик компании Altimeter Group, которая изучает, как люди используют новые технологии приводит в качестве примера Pinterest, старт-ап, который позволяет создавать доски с любимыми изображениями. Деятельность фирмы всколыхнула сайты про моду в Интернете, которые начали борьбу за право включить данную возможность на своих сайтах.

«Я не думаю, что они очень заморачивались по этому поводу», - говорит она. «Вполне возможно, что все произошло случайно, и никто не думал «Как же нам заполнить нишу?» Данные изобретения могут быть продуктом чей-то фантазии, однако их успех при этом будет казаться вполне естественной вещью. «Когда они становятся вирусными, - говорит она, - они не кажутся претенциозными».

Переведено с www.nytimes.com