Как проводить эвристическую оценку?

Для вдохновения | 25 ноября 2014

   Юзабилити-тестирование наиболее результативно, если оно проводится на каждой стадии разработки. Правда, не всегда все проходит по задуманному пути, и зачастую экспертам по юзабилити приходится оптимизировать уже существующий продукт под «юзер-френдли» стандарты. Оптимизация уже живого сайта имеет как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, уже собрана актуальная информация о пользователях, на которой базируется тестирование, с другой стороны — мешает нежелание что-то менять в своем «детище».

   На сегодняшний день существует великое множество методов исследования, но в этой статье мы поговорим об «основах» юзабилити-тестирования — а именно, эвристической оценке.

Что такое эвристическая оценка?

 

Эвристическая оценка задействует группу людей, которые изучают интерфейс и оценивают его соответствие общепризнанным принципам юзабилити (эвристикам). — Якоб Нильсен

 

  Другими словами, эвристическая оценка — это процесс, в котором группа оценочных экспертов (специалистов по юзабилити-тестированию) исследуют веб-сайт, выполняя различные действия с целью выявить проблемы юзабилити дизайна или интерфейса.

   По мнению одного из основателей науки юзабилити Якоба Нильсена, эвристическая оценка наиболее эффективна, когда несколько оценочных экспертов исследуют интерфейс независимо друг от друга, а затем объединяют полученные сведения. Чем больше людей задействовано в тестировании, тем больше недочетов будет найдено.

  Однако нельзя отрицать, что даже один юзабилити-эксперт способен обнаружить наиболее критические проблемы, поэтому при низком бюджете можно ограничиться результатами тестирования одного человека. 

Эвристическая оценка как метод юзабилити-исследования имеет как плюсы, так и минусы.

•    По сравнению с другими методами, метод эвристической оценки проще и быстрее. Он позволяет выявить основные проблемы юзабилити. 
•    Эвристическая оценка как метод выгодна в отношении «затраченные усилия – результат». Она более доступна, чем другие методы исследования юзабилити, такие как айтрекинг, интервьюирование пользователей и др.
•    Так как эвристическая оценка не предполагает пользовательское тестирование и анализ поведения пользователей, ее результаты могут казаться необоснованными и довольно субъективными.
•    Найти грамотного эксперта по юзабилити-тестированию, способного провести эвристическую оценку — непростая задача.

Этапы эвристической оценки

1. Определите масштабы

  Эвристическая оценка имеет свою цель, которая должна быть поставлена участникам исследования. Поэтому необходимо решить, что именно станет объектом исследования и анализа: целый веб-сайт или же только процесс регистрации? Можно выделить перечень задач, которые должны выполнить участники. Каждый из них должен четко понимать цель проекта и требуемый результат работы.

2. Знайте своих пользователей

  Несмотря на то, что эвристическая оценка довольно отличается от пользовательского тестирования, данные о пользователях для нее очень важны. При исследовании интерфейса эксперты должны действовать с точки зрения определенного типа пользователя. Для этого необходимо иметь четкое представление о целевой аудитории сайта. В противном случае эвристическая оценка юзабилити будет не такой эффективной.

3. Определитесь с набором эвристик

  Эвристики юзабилити — это принципы, которые могут быть применены к любому веб-сайту или иному цифровому интерфейсу. Их существует великое множество, однако набор из десяти основных принципов, разработанный Якобом Нильсеном еще в 1995, на данный момент является самым универсальным.

•    Отображение статуса системы. Пользователь всегда должен быть информирован о том, что происходит с системой в данный момент. Например, загрузка в процессе или завершена?
•    Соответствие между системой и реальным миром. Каждый элемент интерфейса должен соответствовать представлениям пользователя о мире и быть интуитивно понятным. Например, иконка в виде конверта не может соответствовать действию «добавить в корзину». 
•    Свобода действий и контроль. У пользователя всегда должна быть возможность отменить действие и воспользоваться альтернативным путем достижения цели.
•    Единообразие и стандарты. Соблюдайте единообразие во всем: элементах дизайна, микрокопии. То есть, одни и те же элементы не должны быть ответственны за разные действия в рамках одного дизайна.
•    Профилактика ошибок. Дизайн должен исключать возможность ошибки пользователя. Любые неясные элементы интерфейса должны быть устранены.
•     Узнавание превыше вспоминания. Интерфейс сам показывает нужные элементы, не заставляя пользователя вспоминать их.
•    Гибкость и эффективность использования. Навигация по интерфейсу должна быть проста и не требовать от пользователя многих усилий.
•    Эстетика и минимализм. Не захламляйте интерфейс лишней и неактуальной информацией.
•    Помощь пользователям распознавать, диагностировать и исправлять ошибки. Сообщайте об ошибке в простом и доброжелательном тоне и подсказывайте пути ее решения. 
•    Помощь и документация. Обеспечьте пользователю доступ к справке и списку частых вопросов и ответов (FAQ).

4. Объедините результаты и составьте список проблем

  Оценочные эксперты шаг за шагом изучают интерфейс и выполняют определенные задания независимо друг от друга. Столкнувшись с проблемой, они фиксируют следующую информацию: в рамках какого задания ошибка была обнаружена, страница и нарушенная эвристика. Например, форма регистрации требует введения пароля. Нигде не указано, какие символы в пароле допускаются, а какие нет. Однако при отправлении формы возникает ошибка, сообщающая о наличии в пароле каких-то недопустимых символов. Юзабилити-эксперт фиксирует данную проблему и нарушенную эвристику: «профилактика ошибок».

  Во время тестирования эксперты могут выходить за рамки перечня заданий, если чувствуют в этом необходимость.

5. Анализируйте и представляйте результаты

  После того, как все эксперты закончили оценку, результаты объединяются и анализируются с целью вычленить основные ошибки юзабилити, которые должны быть исправлены в первую очередь. Некоторые эксперты составляют собственные рейтинги ошибок, чтобы подчеркнуть их важность. Такие рейтинги основываются на частотности, серьезности и устойчивости ошибки.

  Результаты эвристической оценки представляются в форме отчета, в котором описываются методы исследования, оценочный процесс и эвристики, а также список самых критических ошибок юзабилити и рекомендации по их исправлению.

Заключение

  Эвристическая оценка — эффективный способ за короткий период времени обнаружить основные ошибки юзабилити. Зачастую эвристическая оценка является первым этапом юзабилити-тестирования, помогая детально изучить некоторые проблемы. Основываясь на собственном опыте и информации о пользователях, можно разработать уникальный набор эвристик, которые могут быть применены к новым элементам дизайна, обновлениям продукта и т.д.

Автор: Армен Газарян
Источник: designmodo.com

Читайте также

На что нужно обращать внимание при анализе юзабилити сайта

На что нужно обращать внимание при анализе юзабилити сайта

03 сентября 2019
Брендбук: ключевые составляющие, принципы построения

Брендбук: ключевые составляющие, принципы построения

27 августа 2018
17 восхитительных микро-UX эффектов и транзиций для сайтов

17 восхитительных микро-UX эффектов и транзиций для сайтов

31 марта 2014