Юзабилити тестирование

Юзабилити-тестирование - это метод, используемый для оценки продукта, при котором продукт тестируется пользователями, принадлежащими к Вашей целевой аудитории. В течение теста участники пытаются выполнить типичные задачи, а в это время специалисты наблюдают за ними, слушают и делают пометки.

Цель - выявить проблемы, связанные с удобством использования продукта, собрать количественные данные о том, как пользователи выполняют задания (например, время на выполнение задачи, процент ошибок), и выяснить, насколько продукт их удовлетворяет.

Когда тестировать

Вы должны тестировать рано и часто. Тестирование удобства позволяет команде дизайнеров и разработчиков выявить проблемы до того, как спрограммирован код. Чем раньше эти проблемы будут найдены и зафиксированы, тем меньше средств понадобится на их устранение.

Вам не нужна специальная лаборатория для проведения теста на удобство. Вы можете успешно провести юзабилити-тестирование при любом из представленных ниже условии:

  • Помещение с двумя или тремя смежными комнатами, оборудованными компьютерной, аудио- и видеотехникой.
  • Конференц-зал или рабочее место пользователя дома или на работе, оснащённые портативным записывающим оборудованием.
  • Конференц-зал или рабочее место пользователя дома или на работе, не оснащённые записывающим оборудованием, в том случае, если за работой пользователя следят наблюдатели и делают пометки.
  • Удаленно, при нахождении пользователя в любом другом месте.

Что вы узнаете?

Вы узнаете, могут ли участники теста успешно выполнять определённые рутинные задачи и как много времени им на это требуется. Вы узнаете, насколько участники удовлетворены работой с вашим сайтом. В целом, вы сможете выяснить, какие изменения необходимо сделать для того, чтобы повысить эффективность работы пользователя с вашим сайтом. Вы также можете узнать, отвечает ли ваш сайт требованиям юзабилити.

Четыре вещи, которые нужно иметь в виду

1. Необходимо тестировать сайт, а НЕ пользователей

Вы должны убедить участников, что тестируют не их. Вы должны дать им понять, что они помогают Вам протестировать прототип или веб-сайт.

2.  Показатели выполнения и субъективные показатели

Учитываются как показатели выполнения заданий пользователями, так и их собственная субъективная оценка продукта. К показателям выполнения заданий относятся: успешность выполнения задания, время выполнения, ошибки и т.д. Субъективные показатели включают в себя: удовлетворённость пользователя работой с продуктом и рейтинги того, насколько было удобно и легко пользоваться продуктом.

Результаты выполнения заданий и субъективная оценка пользователей не всегда совпадают. Зачастую пользователи плохо справляются с поставленными задачами, но их субъективные оценки очень высоки. И наоборот, пользователи могут хорошо выполнить задания, но дать невысокую субъективную оценку продукту.

3. Используйте то, что Вы узнали

Юзабилити-тестирование проводится не просто «для галочки» в графике проектных работ. На основе результатов юзабилити-тестирования команда должна сделать соответствующие выводы, установить приоритеты и внести изменения в прототип или сайт.

4. Найдите лучшее решение

Большинство проектов, включая разработку или изменение веб-сайтов, сталкиваются с ограничениями во времени, средствах и ресурсах. Достижение баланса - основная проблема.

Стоимость

Стоимость зависит от размера сайта, того, какой объём необходимо протестировать, сколько разных типов участников Вы хотите привлечь для тестирования и от того, насколько формально Вы хотите провести тестирование. Помните, что планировать бюджет нужно исходя не только из одного теста. Для того чтобы Ваш сайт отвечал требованиям удобства, необходимо проводить тестирование повторно.

Рассмотрим составляющие бюджета на юзабилити-тестирование:

  • Время

Вам понадобится время, чтобы спланировать проведение теста на удобство. Специалистам - чтобы ознакомиться с сайтом и составить сценарий проведения теста. Также необходимо учитывать время, которое понадобится на непосредственное тестирование использования продукта пользователями, анализ полученных данных, написание отчёта и обсуждение результатов.

  • Затраты на привлечение специалистов

Затраты на привлечение специалистов включают оплату работы штатных сотрудников или платежи нанятой фирме. Более дешёвым и менее трудоёмким является вариант разработки пользовательской базы данных либо привлечение рекрутинговой фирмы для проведения тестирования. Также нужно учитывать затраты на вознаграждения участникам тестирования.

  • Расходы на аренду

Если у вас нет специального оборудования, Вам придется потратиться на аренду специального помещения и/или другой техники.

 

Если Вы решили заняться продвижением Вашего сайта, напишите нам.