Как проводить эвристическую оценку?

Для вдохновения | 25 ноября 2014

   Юзабилити-тестирование наиболее результативно, если оно проводится на каждой стадии разработки. Правда, не всегда все проходит по задуманному пути, и зачастую экспертам по юзабилити приходится оптимизировать уже существующий продукт под «юзер-френдли» стандарты. Оптимизация уже живого сайта имеет как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, уже собрана актуальная информация о пользователях, на которой базируется тестирование, с другой стороны — мешает нежелание что-то менять в своем «детище».

   На сегодняшний день существует великое множество методов исследования, но в этой статье мы поговорим об «основах» юзабилити-тестирования — а именно, эвристической оценке.

Что такое эвристическая оценка?

 

Эвристическая оценка задействует группу людей, которые изучают интерфейс и оценивают его соответствие общепризнанным принципам юзабилити (эвристикам). — Якоб Нильсен

 

  Другими словами, эвристическая оценка — это процесс, в котором группа оценочных экспертов (специалистов по юзабилити-тестированию) исследуют веб-сайт, выполняя различные действия с целью выявить проблемы юзабилити дизайна или интерфейса.

   По мнению одного из основателей науки юзабилити Якоба Нильсена, эвристическая оценка наиболее эффективна, когда несколько оценочных экспертов исследуют интерфейс независимо друг от друга, а затем объединяют полученные сведения. Чем больше людей задействовано в тестировании, тем больше недочетов будет найдено.

  Однако нельзя отрицать, что даже один юзабилити-эксперт способен обнаружить наиболее критические проблемы, поэтому при низком бюджете можно ограничиться результатами тестирования одного человека. 

Эвристическая оценка как метод юзабилити-исследования имеет как плюсы, так и минусы.

•    По сравнению с другими методами, метод эвристической оценки проще и быстрее. Он позволяет выявить основные проблемы юзабилити. 
•    Эвристическая оценка как метод выгодна в отношении «затраченные усилия – результат». Она более доступна, чем другие методы исследования юзабилити, такие как айтрекинг, интервьюирование пользователей и др.
•    Так как эвристическая оценка не предполагает пользовательское тестирование и анализ поведения пользователей, ее результаты могут казаться необоснованными и довольно субъективными.
•    Найти грамотного эксперта по юзабилити-тестированию, способного провести эвристическую оценку — непростая задача.

Этапы эвристической оценки

1. Определите масштабы

  Эвристическая оценка имеет свою цель, которая должна быть поставлена участникам исследования. Поэтому необходимо решить, что именно станет объектом исследования и анализа: целый веб-сайт или же только процесс регистрации? Можно выделить перечень задач, которые должны выполнить участники. Каждый из них должен четко понимать цель проекта и требуемый результат работы.

2. Знайте своих пользователей

  Несмотря на то, что эвристическая оценка довольно отличается от пользовательского тестирования, данные о пользователях для нее очень важны. При исследовании интерфейса эксперты должны действовать с точки зрения определенного типа пользователя. Для этого необходимо иметь четкое представление о целевой аудитории сайта. В противном случае эвристическая оценка юзабилити будет не такой эффективной.

3. Определитесь с набором эвристик

  Эвристики юзабилити — это принципы, которые могут быть применены к любому веб-сайту или иному цифровому интерфейсу. Их существует великое множество, однако набор из десяти основных принципов, разработанный Якобом Нильсеном еще в 1995, на данный момент является самым универсальным.

•    Отображение статуса системы. Пользователь всегда должен быть информирован о том, что происходит с системой в данный момент. Например, загрузка в процессе или завершена?
•    Соответствие между системой и реальным миром. Каждый элемент интерфейса должен соответствовать представлениям пользователя о мире и быть интуитивно понятным. Например, иконка в виде конверта не может соответствовать действию «добавить в корзину». 
•    Свобода действий и контроль. У пользователя всегда должна быть возможность отменить действие и воспользоваться альтернативным путем достижения цели.
•    Единообразие и стандарты. Соблюдайте единообразие во всем: элементах дизайна, микрокопии. То есть, одни и те же элементы не должны быть ответственны за разные действия в рамках одного дизайна.
•    Профилактика ошибок. Дизайн должен исключать возможность ошибки пользователя. Любые неясные элементы интерфейса должны быть устранены.
•     Узнавание превыше вспоминания. Интерфейс сам показывает нужные элементы, не заставляя пользователя вспоминать их.
•    Гибкость и эффективность использования. Навигация по интерфейсу должна быть проста и не требовать от пользователя многих усилий.
•    Эстетика и минимализм. Не захламляйте интерфейс лишней и неактуальной информацией.
•    Помощь пользователям распознавать, диагностировать и исправлять ошибки. Сообщайте об ошибке в простом и доброжелательном тоне и подсказывайте пути ее решения. 
•    Помощь и документация. Обеспечьте пользователю доступ к справке и списку частых вопросов и ответов (FAQ).

4. Объедините результаты и составьте список проблем

  Оценочные эксперты шаг за шагом изучают интерфейс и выполняют определенные задания независимо друг от друга. Столкнувшись с проблемой, они фиксируют следующую информацию: в рамках какого задания ошибка была обнаружена, страница и нарушенная эвристика. Например, форма регистрации требует введения пароля. Нигде не указано, какие символы в пароле допускаются, а какие нет. Однако при отправлении формы возникает ошибка, сообщающая о наличии в пароле каких-то недопустимых символов. Юзабилити-эксперт фиксирует данную проблему и нарушенную эвристику: «профилактика ошибок».

  Во время тестирования эксперты могут выходить за рамки перечня заданий, если чувствуют в этом необходимость.

5. Анализируйте и представляйте результаты

  После того, как все эксперты закончили оценку, результаты объединяются и анализируются с целью вычленить основные ошибки юзабилити, которые должны быть исправлены в первую очередь. Некоторые эксперты составляют собственные рейтинги ошибок, чтобы подчеркнуть их важность. Такие рейтинги основываются на частотности, серьезности и устойчивости ошибки.

  Результаты эвристической оценки представляются в форме отчета, в котором описываются методы исследования, оценочный процесс и эвристики, а также список самых критических ошибок юзабилити и рекомендации по их исправлению.

Заключение

  Эвристическая оценка — эффективный способ за короткий период времени обнаружить основные ошибки юзабилити. Зачастую эвристическая оценка является первым этапом юзабилити-тестирования, помогая детально изучить некоторые проблемы. Основываясь на собственном опыте и информации о пользователях, можно разработать уникальный набор эвристик, которые могут быть применены к новым элементам дизайна, обновлениям продукта и т.д.

Автор: Армен Газарян
Источник: designmodo.com

Читайте также

«Социальные сети для чайников». Каким контентом стоит делиться?

«Социальные сети для чайников». Каким контентом стоит делиться?

16 апреля 2015
Социальные сети спасают от депрессии

Социальные сети спасают от депрессии

10 декабря 2011
Переезд сайта на новую CMS

Переезд сайта на новую CMS

18 декабря 2020